kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

Categories:

М. Муркок "Танцоры на краю времени"

Прочитал через года полтора после покупки. На этот раз троллевское издание подкачало. Из всех щелей несет постперестроечным пафосом, который перекрывает интерес издателей к автору(о котором практически кричит г-н Ивахнов в предисловии). Все бы хорошо: и суперобложка, и иллюстрации, и посыл на... публикацию монументального выверенного 12-томника Муркока. И все оказалось подпорчено. Внутренние иллюстрации, даже дополненные подписями, к какой главе, что относится, для меня большей частью неясны - этакие метафорические изображения, содержание и цель которых понять непросто. Изображение на форзаце разбирать не буду - дешевое постановочное фото. Теперь о комментариях в конце книги: если в "Замке Брасс" была, можно сказать, энциклопедия творчества Муркока, которая позже стала одним из фундаментальных элементов в создании русского сайта, посвященного мегакниге, то здесь получилась совершенно иная картина - разбирается множество моментов, не нуждающихся в пояснении, вроде Мефистофеля и Визуальный, но в то же время не поясняется смысл некоторых интересных аналогий и шуток, уловить которые человеку, плохо знакомому с еврохристианской культурой и произведениями автора, ИМХО довольно сложно. Качество редактуры вообще резануло по живому: путаница с именами, ошибки в оформлении диалогов, орфография. В общем, книгоиздание в 1993 году имело огромный потенциал, но в то же время было невнимательным к мелочам.
Ладно, бросаю капать ядовитой слюной на качество томика:) В книге не тот Муркок, к которому можно было привыкнуть в "хрониках Корума" или даже в "Кочевниках времени". Салон Анны Павловны Шерер запаяли в границы планеты Земля. Два десятка скучающих богов постоянно ищут темы для новых спектаклей. Вот такой он, финал истории человеческого общества. Главным героем выступает Джерек Карнелиан, один из немногих рожденных "старомодным методом" людей. Его нельзя назвать Вечным воителем, да и вообще мало что в этой истории подчиняется канонам, созданным самим Муркоком. Например, отсутствует как персонаж Злодей, если не считать им самого ГГ, ибо по большому счету на передний план выходит его внутренний конфликт. В истории нет и таких обычных элементов, как Оружие, Символы Хаоса и Порядка, да и Космическое равновесие по большому счету упоминается лишь мельком.
Фундаментом для книги служит история любви Джерека и миссис Амелии Ундервуд, происходящей из XIX столетия от Р.Х. Перемещения во времени, различия между эпохами, самодостаточность крайних идей - все пытается их разделить. Даже сам термин "любовь" переосмысливается с нуля, который возможен лишь в подобном фарсе.
ХIХ век звучит рефреном по всему повествованию. Край времени в итоге слабо отличается от него, словно пародия от оригинала. Когда нравы прошлого попадают в будущее, они сразу же приживаются как нельзя кстати. Поэтому слияние героев в ресторане "Роял" выглядит столь органичным.
Муркок сделал сатиру на самого себя, в порыве постмодернистского поветрия раскурочив созданные стандарты. Довольно трагичные истории первых инкарнаций Вечного Воителя оборачиваются здесь керолловским абсурдом. Даже нора с маленькой девочкой присутствует:) Комичность происходящего видна повсеместно от внешности персонажей до философских излияний.
В то же время Муркок дает и более глубокий разрез. Отметая весь эпатаж свободной любви, безответственности и детского Рая, можно увидеть неутешительную перспективу. Общество Края времени комично, но одновременно и неизбежно. Рай на земле оказывается доступен лишь тем, кто не в состоянии его оценить. Демократичность нравов приводит к идеалу абсолютной свободы, разрушению стереотипов, и под соусом всего этого к забвению любых обязанностей в социуме. Бессмертие выливается в абсолютно нелепую возможность оставаться молодым и воскреснуть при желании любого другого члена общества. Отсутствие ограничений лишает человечества тяги к будущему, да и вообще ощущения времени. Тем страшнее в итоге становится развязка.
Если говорить о распределении интенсивности в цикле, то мне показалось, что середина третьей части "Конец всех песен" провисает относительно первых двух: "Чуждое тепло" и "Пустые земли". Возможно это связано с заметным преобладанием внутренней борьбы в душе персонажа над развитием сюжета, что резко отличается от предыдущего, динамичного текста.
Итого: когда-то встречал хаятельную рецензию на "Хроники Корума" про то, как писатель, создавший столь тонкую вещь как "Танцоры на краю времени" мог написать такую непроходимую фентезю. Наверно, в этом и есть Муркок, что смешивает совершенно непредсказуемые вещи, как горчицу и ванильное мороженое. На этот раз получилось волшебное действо, которое переполнено красками и хорошим абсурдным юмором. Поэтому прочитать стоит, даже если героика Муркока кажется излишне графоманской.

На очереди "Столовая гора" А.Хуснутдинова.
Tags: Книги
Subscribe

  • Р. Хайнлайн "Кукловоды"

    К моменту публикации романа в 1951ом году в США уже несколько лет работала Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Царившая…

  • Срачеобразование

    Из школьной программы по литературе за 8(!) класс. "Интернет. Знакомство с современным писателем (по выбору). Виртуальное интервью. Подписка на…

  • Ж.К. Гранже "Лонтано"/"Конго реквием"

    Африканский диптих Гранже я слушал в начитке Григория Переля. Исполнитель умело меняет темп чтения и делает паузы, создавая напряженную атмосферу.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments