kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Многобукв про фантастику

Не знаю с чего начать. Эта мысль давно вертится в голове, но верно ее изложить я, наверно, не смогу.
Книги в нашем мире упорно обороняясь, все же отступают под напором кинематографа и телевидения. На данный момент уже становится данностью спарка роман-экранизация или фильм-новеллизация. Причем в первом случае чаще всего первое знакомство с историей осуществляется через через движущиеся картинки. Дело не в качестве беллетристики или кино, а в охвате массы потребителей. От последнего может коробить, но так или иначе мы являемся потребителями товара, называемого искусством. А продукты могут содержать канцерогены.
К чему это все? К одной простой истине - человек изменяется от того, что он потребляет. Не будем говорить о банальной неспособности доходчиво излагать свои мысли, потому что литературный язык является наиболее адекватной формой представления мыслительного процесса. Человек воспитанный кинематографом так или иначе оперирует образами, которые в большинстве не анализируемы, а лишь накапливаемы. А вот какие метастазы сейчас выбрасывает киноиндустрия?
Когда камрад-remerad написал http://remerad.livejournal.com/4246.html , его мысли не стали откровением, но в который раз напомнили о проблеме. Человек меняется, от того что потребляет. Теперь навскидку назову несколько фильмов "Терминатор", "Послезавтра", "Люди-Х", "Годзилла" и "День независимости". Все - детище американской развлекательной промышленности, но не в этом суть. Это основная фантастика так называемого "ближнего прицела". В сознании людей насаждается, что ситуация в мире может быть изменена только путем огромного 3,1416здеца: гигантской лягушки, избежавшей титаномахии; наших детей, которые стали нелюдями по независящим от нас причинам; глобальный потоп, который сносит нах*й все мировые конфликты и решает одним махом проблему перенаселения матушки-Земли. Это катастрофа, возникающая без прямого участия человечества. Там где что-то пытается изменить гражданин все называется терроризмом, сепаратизмом или психопаталогией. Кажется, это было у Фрейда, что страх есть скрытое желание. Поэтому люди боятся гигантской волны, но желают перемен ее вызванных. Причем, чем меньше эти перемены будут зависеть от них, тем лучше. Нет Сталина, Гитлера, Наполеона и других пассионариев, готовых взять ответственность за глобальные изменения в жизни Земли.
Мне тяжело говорить должна была умереть твердая НФ или нет. Но на выходе мы получили что-то странное. Основными типами фантастики становятся фентази и АИ. Можно сколько угодно кидать в меня тапками, но Стар Варс вкупе со всеми последышами - это та же бароно-драконистая фантазия. Возможно, Лукас дал много с точки зрения дизайна, но с точки зрения научности - это пшик. Будущее в далекой-далекой галактике является тем же самым что и Средиземье Толкина. Арагорны становится джедаями, но суть не меняется. И идут, идут, идут след в след творцы всевозможных галактических Империй зла. Маленькие эвоки несут сгусток темной материи к черной дыре, дабы он не достался вселенскому "Черному властелину". Если же рассматривать альтернативную историю, то здесь за строем строй идут орда-Русь/Романовская Россия/Февральская Россия/СССР, вовремя исправившаяся нацистская Германия и т.д. В обоих типах фантастики рассматривается случай "Что было бы, если...", а не то что будет. Советская литература создавала людей Будущего, подготавливала читателя к свершениям научно-социального прогресса. Я не хочу говорить, что социальная фантастика хуже твердой научной, просто за громогласием ненужной атрибутики разворачиваются банальные и заштампованные истории. Не хватает новизны. Кстати, здесь я вижу одну из причин засилия АИ и фентази: нет необходимости придумывать всю картину мира. Есть источники: исторические романы, канонические фентази-романы, справочники. Там где для фентази есть гравюры Мариццо для фехтования, в твердой НФ придется погружаться в теорию будущего с продумыванием всех изменений, начиная от бельевых шкафов повышенной емкости и заканчивая трехмерной тактикой боя в безвоздушных пространствах.
Итого: Наше поколение теряет видение эволюционного будущего. Социальная литературная заполняет небосклон, заслоняя выходы в Космос. Зачем он нам, если в нем все те же любовные склоки Маши и Паши или бароно-драконистое общество Сириуса-3? Новая фантастика запаковывает человека в стабильное бесконечное общество потребления, постоянно всматривающееся назад. Согласитесь айфон или Меркава-2, которые сейчас пытаются выставить как фантастические прорывы человечества, - это как-то блекло по сравнению с идеей аннигилятора или реактивного самолета. В этом я вижу основной вопрос, неужели наше будущее это бесконечный арабо-израильский конфликт, новые модели Ауди и далекая-далекая галактика в коробке по 150 дер, от которого мы готовы сбежать в бароно-сталинские империи?
Tags: Культура, Массовое сознание, Мысли
Subscribe

  • Про полет New Shepard

    Молодцы. Мне понравилось, что про этот полет я слышал куда меньше, чем про пророка Илона Маска. Бренсон где-то по середине, но информационный шум…

  • Статейное

    Наткнулся сегодня на статью по своей теме, написанную профессором Paul R. Ukrainetz. Университет Саскачевана, Канада. Оказывается, это достаточно…

  • Про тело Ильича

    К следующему разговору о том, что в "цивилизованных странах" ситуация с незахороненным правителем невозможна: Папа Иоанн XXIII " умер…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments