kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

А. Гравицкий "В зоне тумана"



Через месяц с лишним после подарка наконец прочитал этот роман. Так как об игре знал лишь по слухам, то и интереса к сопутствующей литературе у меня не было.
То что после альтернативно-исторической аварии в области ЧАЭС разрослась Зона, наверно и рассказывать не стоит. В ентой самой Зоне царит сущая атмосфера онлайн-РПГ: бегают обвешанные оружием мужики(бабы, кажется, наблюдаются у других авторов, а у Гравицкого нема), собирают разные такие штучки, которые потом продают, получают навар, пьют водку и топают опять. Как я понимаю, большинство авторов рассказывает о "великих героях", которые творят подвиги в Зоне, а mr_gr придумал сталкера, "качающегося на кабанах". Однако, и на его душу нашелся подвиг: отвести лишнего в этой системе человека к центру Зоны.
Начало выглядит как обычная новеллизация игры: охудожествленное шатание по территории Зоны, с расстрелом монстров(к которым также причисляются коллеги по цеху). Все это сопровождается нудным рассказом о правилах Зоны. А дальше пересказами правил Зоны и перепересказами правил Зоны. Вообще слово "Зона" звучит в романе, кажется, еще чаще чем в том отзыве который я сейчас пишу. Наверно, фанаты должны еще получать удовольствие от встречи с любимыми персонажами/чудовищами/артефактами, но как неигравший, я не проникся. Вообще это выглядит немного несуразно: если книга рассчитана на геймеров, то описывать многие вещи(не в формате диалогов между сталкером и новичком, а прямым протагонистическим текстов) вроде и ни к чему, а если на таких, типа меня, то описания напоминают каталог, потому что автор прошелся по всем периодически заявляемым аномалиям, монстрам и областям. Будто вместо того чтобы провести заказчика к цели, тому показали все красоты южной чернобыльщины.
Все. Кажется, яд слил. В общем-то, придирки связаны в основном именно с тем, что книга втиснута в рамки серии. Это заставляет подчиняться формату, хотя бы в деталях. Например, сталкер кидает болтики-гаечки, но почему нельзя проверить наличие аномалии камнем, обрезком трубы или банкой из-под тушенки? remerad объяснил, что все те объекты могут быть сами по себе аномальны, а крепеж вроде нет. Так и представляются вагоны с винтами, дребезжащие в направлении Припяти для обеспечения мужиков с калашами))) Но с другой стороны, кроме детализации есть еще и основная идея романа, которая в общем-то звучит очень громко. Порой необходимо разрушить воздвигнутую человеком крепость, чтобы он вспомнил, кто он на самом деле. Этот зов звучит по нарастающей, набирая полную силу лишь в финале. Это роднит роман с дяченковским "Шрамом" - необходимо продраться сквозь не особо захватвающее чтиво, чтобы в последних 10-15% текста поймать удовольствие.

Итого: Психология главгера в итоге прорывается сквозь границы формата. Собственно это и спасло роман в моих глазах) Конечно, текст далеко не полон радужных переливов человеческого чувства, но глупо просить подобное от романа, рассчитанного, в общем и целом, на геймеров. Не оценят. Но в данном случае поединок формат-психология, выигран последней.

Надеюсь, mr_gr не обидится, коли прочитает сей текст)
Tags: Книги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments