kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

Category:

Фотопак по Сербии-Венгрии-IX: По ущелью Железные ворота

Спускаемся к Дунаю.



Проходим мимо стилизованного сербского домика.


В конце тропинки нас ожидало огромное белоснежное строение - купол, закрывающий археологический комплекс Лепенски Вир.


Этот комплекс фигурирует практически во всех экскурсионных программах по Джердапу, но понять, почему ему уделяется такое внимание, удается только после более детального разбирательства. Лепенски Вир - это следы одного из самых древних поселений на территории Европы. Причем уровень его развития был весьма высок. Настолько высок, что появились даже различные нью-эйдж теории. Впрочем, художественная культура, рыболовство и письменность для культуры восьмитысячелетней давности - это весьма неплохо (правда большинство находок датируют 5300-4800 гг. до Н.Э.). Уровень Египта, например, насколько мне известно, на тот момент несильно отличался.


Интересно, что археологические раскопки на берегах Дуная в Югославии долгое время запрещались. Лепенски Вир своим открытием обязан строительству ГЭС Джердап I в 1964 году. В связи с будущим подъемом уровня воды правительство разрешило проводить раскопки на определенных участках. При этом само открытие произошло благодаря интуиции руководителя экспедиции профессора Драгослава Срейовича, который решил снимать слой земли больше, чем требовалось для того, чтобы достигнуть известных культурных слоев. То есть исследователи перелопатили некоторый пласт пустого грунта, который отделял следы, названные позднее культурой Лепенского Вира, от следов более поздних цивилизаций.
В дальнейшем, поскольку уровень воды должен был подняться, было решено поднять следы построек на 30 метров выше. Сейчас для дополнительно   консервации построен трубчато-стеклянный купол.


Отдельно стоит выделить странные скульптуры, которые были обнаружены при раскопках. Их внешний вид не раз заставил меня вспомнить рыболюдей Лавкрафта.


При этом культуру Лепенского Вира часто упоминают как культуру трапеций, которые наблюдаются и в формах домов, и в следах захоронений. В комплексе нам показали научно-популярный фильм по мотивам раскопок комплекса, в котором эту трапециидальность часто связывали с формой горы, которая возвышается с румынской стороны Дуная.






Въезжаем в самое узкое место ущелья.




Еще одна достопримечательность Джердапа - барельеф с лицом дакского вождя Децебала на румынской стороне. Здесь следует пояснить, что в  начале второго века нашей эры здесь находилась Римская империя. Для подъема кораблей от Черного моря вверх по Дунаю римляне использовали рабскую силу. В связи с этим для них было очень важно построить дорогу вдоль реки. В месте окончания строительства в память об этом установлена доска во славу императора. Ее также пришлось поднять выше уровня войны, но теперь ее видно только с лодки.
Децебал же был предводителем даков в кампании против Траяна. Барельеф на скале был вырублен 12-ю скульпторами-альпинистами по заказу румынского историка и миллиардера Иосифа Дрэгана (историк и миллиардер ИМХО чудесное сочетание). Высота скульптуры - 40 метров, и она является самым большим скальным барельефом в Европе.
Дрэган - личность весьма значительная. Участник Железной гвардии. Автор четырехтомной позитивной биографии румынского диктатора Иона Антонеску. Представитель коммунистической Румынии за рубежом, при тридцатилетнем запрете на возвращение на родину. А капитал свой он начал накапливать, продавая румынский газ фашистской Италии. В общем, Децебал стал символом истоков румынской истории, а в видении Дрэгана именно Румыния (Фракия) была колыбелью европейской цивилизации.
Но главное здесь то,что лицо Децебала направлено так, что он смотрит как раз на памятную доску своего заклятого врага.






У реки расположена очень живописный женский монастырь Мракония.


В итоге по Джердапу мы добрались до селения Текия, где смогли пообедать местной рыбой, и поехали обратно. На обратном пути наш гид решил обогнуть пробку через проселочную дорогу и в результате сделали крюк в километров 60. Спасали неудаленные фотографии из моего фотоаппарата: Болгария и Марокко. А вокруг только темнота.

Tags: Караван, Фото
Subscribe

  • М. Лапиков "Освоение Солнечной: логистика будущего"

    Я повелся на рекламу этой книги в ЖЖ у Олега Дивова. Старый копирайтер расписывал идеальную подачу, трезвый взгляд на футурологию и…

  • Д. Браун "Код да Винчи"

    Книжка вышла в мои школьные годы. Ее читал мой одноклассник. Затем был фильм с Хэнксом, который я порой пересматриваю. Красивая картинка…

  • Житейское

    Обновил сегодня загранпаспорт на 10 лет. Проверки и оформление в этот раз заняли всего две недели. Видимо, из-за замены уже существующего паспорта.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments