kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

Category:

Т. Пинчон "V."



До первого непосредственного знакомства с творчеством Пинчон был мне известен как один из значительных американских авторов. Причем его романы многим кажутся нечитаемыми. Многие отзывы на "V." так же упирают на сложность и взбалмошность текста. С этим я теперь могу и соглашаться, и не соглашаться.
Говорить о сюжете здесь можно только в очень общем ключе. Есть две основных ветки. Первая - история Бенни Профейна, бывшего матроса, который незатейливо проживает свою жизнь в Штатах середины 50х годов: выпивка, девочки, портовые побоища, битники и поиск самих себя. Вторая - расследование Герберта Стенсила, направленное на поиск таинственного символа V". в истории ХХ века. Чаще всего этот символ появляется в виде некой женщины, замешанной в череде скандальных и переломных эпизодов. А между этими двумя ветками густо рассыпаны судьбы кучи персонажей, наполняющих жизнью роман.
Возвращаясь к согласию и несогласию с отзывами, уточню: поиски Герберта Стенсила наполняют роман взбалмошностью. Это связано с самой бессистемностью личности. Стремясь отыскать V., он погружаются в несколько десятков странных историй, полных бреда, привирания и национальных образов мысли. Именно это в основном усложняет чтение. Но в какой-то момент я понял, что этот роман очень напоминает "Всем стоять на Занзибаре" Браннера, и читать стало гораздо проще - нет нужды пропускать через себя всю субъективность - нужно лишь выделять главное или даже просто ощущение, дыхание эпохи.
С веткой Профейна все гораздо проще. Несмотря на склонность Пинчона к символизму, эта часть достаточно живая. Структуры нет, а есть хаотичное движение уволившегося моряка, не слишком-то склонного к рефлексии. Именно благодаря портовому колориту я понял для себя предпосылки данного романа. По сути это большая доля автобиографии + портовые байки + чтение актуальной на тот момент литературы. В замкнутом корабельном пространстве натягивалась куча связей между услышанным и прочитанным. Как говорил когда-то мой преподаватель по истории: "Если очень долго смотреть в угол комнаты, то ты действительно можешь досмотреться до Богоматери". Так и здесь человек (далеко необязательно, что это персонификация автора) захлебываясь в бессвязности мира, старается найти хотя бы криптоисторические связи. И Герберт Стенсил находит некое V, некую застиранную красную нить, которая незаметно проходит сквозь историю. В этом плане Профейн и Стенсил отражают два противоположных радикальных варианта выживания в сложившейся реальность: отдаться на волю волн и исступленно искать ключевую взаимосвязь.

Итого: Я не могу сказать, имел ли Пинчон колоссальный лоскутный опыт или просто у него была весьма богатая фантазия, но некоторые эпизоды и детали были восхитительны по интенсивности. Сладость колониального садизма в южной Африке, например, от которой даже меня тянуло блевать. Или описание гребных винтов, наколотых на заднице у портовой официантки.
Но несмотря на интенсивности части эпизодов, около 80% текста банально скучны в своем многословии. Возможно, сформируй Пинчон это произведение, как роман в рассказах - это воспринималось бы иначе. А в результате получилось лоскутное одеяло, которое вполне читаемо, но не оставляет ничего кроме эстетической щекотки.
Tags: Книги
Subscribe

  • М. Крайтон "Штамм "Андромеда"

    Программа "Скуп" разработана американцами для исследования ближнего космоса. Серия спутников выводится на орбиту, а затем спускается на…

  • П. Домингос "Верховный алгоритм"

    Одна из лучших научно-популярных книг, прочитанных за последние годы. Автор - настолько специалист в машинном обучении, что умудряется говорить по…

  • М. Елизаров "Земля"

    Елизаров созрел. Когда он допишет "Землю"-2, это будет его лучший роман. Лишняя мишура облетела. Авторский голос окреп. У…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments