kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

Categories:

О. Хаксли "Контрапункт"



Продолжаю знакомиться с мировой классикой. В случае с Хаксли можно было начать с самого популярного текста - "О дивный новый мир!", но исходя из опыта с замятинской антиутопией «Мы», я решил, что нужно сначала взглянуть на более ранние тексты, чтобы узнать реальные исходники, а не то, что нанеслось позднее. Поэтому был выбран "Контрапункт".

С самого начала Хаксли по-толстовски щедро рассыпает перед читателем множество персонажей. Каждому из них даны свои заботы, тяготы и маленькие радости. При этом ни один из внутренних и межличностных конфликтов не доминирует, а потому ни один из героев не становится главным. Разве что чуть в стороне стоит Филип Куорлз (звук, то ли издаваемый при отхаркивании, то ли при лошадином поедании овса), которого автор рисовал с себя. Поэтому этот персонаж-писатель получил право прямо проговаривать некоторые композиционные ходы, которые реализуются прямо здесь же в романе. Например, получается этакий зеркальный коридор, где писатель Хаксли написал роман о писателе Куорлзе, который планирует писать роман о писателе, который... "Ввести в роман  романиста.  Его  присутствие  оправдывает  эстетические обобщения, которые  могут  быть  интересны  -  по  крайней  мере  для  меня. Оправдывает также опыты. Отрывки из его романа будут показывать, как можно о том же событии рассказывать другими возможными или невозможными способами. А если он  будет  рассказывать  отдельные  эпизоды  того  же  сюжета,  который рассказываю я, - это и будут вариации на тему. Но зачем ограничиваться одним романистом внутри моего романа?  Почему  не  ввести  второго  -  внутри  его романа? И третьего - внутри романа второго? И так до бесконечности..."

Другие персонажи тоже весьма колоритны: болтун, роковая красотка, художник, социалист, фашист... Их на самом деле очень много, и яркость каждого такова, что в них начинаешь видеть черты знакомых тебе людей. Но здесь же кроется и причина моего неудовольствия от романа – он слишком похож на нефть – тягучее сатирическое повествование, налипающее при соприкосновении. Нефть - это сумма сотен компонентов, которые нужно разделить, чтобы по отдельности они принесли больше пользы, а иначе черная жидкость сама по себе мало на что пригодна. Ну, и наконец, как нефть - продукт разложения древних растений, так и "Контрапункт" - продукт разложения философии - каждый герой, оседлавший свою идею, в итоге приходит к несчастью. Роман идей, в котором каждая постепенно ниспровергается. Я не скажу, что первопричинный лес приличных рассказов был бы ценнее, но лес в форме нефти - это уже отрава. В своей тяге к разрушению "Контрапункт" напомнил мне "Град обреченный" Стругацких. При этом здесь так же нет поиска истины, персонажи мало меняются в течение текста. Нечто похожее на перерождение происходит опять-таки с Куорлзом: "В разные периоды своей жизни или даже в один и тот  же  период  он  наполнял собой самые различные  формы.  Он  был  циником  и  мистиком,  гуманистом  и презрительным  мизантропом;  он  пробовал   жить   жизнью   рассудочного и равнодушного стоика, а в  другой  период  он  стремился  к  бессознательной, естественной первобытности. Выбор формы зависел от тех книг, какие он читал, от тех людей, с какими  он  встречался", но нестабильность в идеях в его случае – это тоже по-своему идея.

Однако позитивное в романе также есть. Часть высказанной критики выглядит достаточно остроумно даже на сегодняшний день. «Нас воспитывают шиворот-навыворот, продолжал Филип, - Сначала искусство, потом жизнь, сперва «Ромео и Джульетта» и похабные романы, а потом женитьба или ее эквивалент. Отсюда – разочарованность современной литературы. Это неизбежно. В доброе старое время поэты начинали с того, что теряли невинность, а потом, зная, как все это делается и что именно в этом непоэтичного, они принимались сознательно идеализировать и украшать это. Мы начинаем с поэтического и переходим к непоэтическому». ИМХО серьезный укол нашему современному информационному обществу, в котором знание о предмете часто подменяет реальный опыт обращения с ним. Конечно, идея побега от абстракций тоже не нова, и ее в романе развенчивает всеми силами Марк Ремпион, но и он в итоге несчастен, потому что его силы ограничены. Только ушедший от человеческого может поднять массы силой слова и личным примером. У прекрасного философа жизни таких сил нет. Роман не дает ответов на проклятые вопросы, а только показывает, что может ожидать в конце каждого из путей.

Итого: Как я уже сказал, «Контрапункт» - это смесь. Очень много компонентов выстроенные в очень сложную схему, которая при всей своей искусственности при первом взгляде очень напоминает жизнь. По-моему, именно проработанность и острота делают роман интересным, несмотря на отсутствие яркого сюжета как такового. Люди просто живут такие, какие они есть, и если с точки зрения логики, они неадекватны, то это проблемы логики.
Tags: Книги
Subscribe

  • Какая прелесть

    Коллективному творчеству Тургенева и Н.А. Некрасова в 1846 г. принадлежит позорный факт в истории русской литературы — «Послание…

  • Узнал благодаря тому же "Чехлу от дирижабля"

    Лэнгстон Хьюз Баллада о Ленине Стихи. Перевод с английского: Юлиан Анисимов. Журнал "Интернациональная литература", №1, 1936г. стр.27.…

  • Реновации посвящается

    Пусть присыпан нафталином, Словно снегом, наплевать! Здесь в округе люди жили, Только цены подскочили На недвижимость опять. И начальство так печется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments