kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

Categories:

Фотопак по Азербайджану-II: Экскурсия по старому Баку (1)

 Наша первая прогулка по Баку началась от Музея азербайджанской литературы им. Низами. У этого здания очеь долгая история. Первоначально в 1860ых оно было построено как двухэтажный караван-сарай, в котором помимо всему прочего базировалось Бакинское Благородное собрание. После переселения Собрания в другое здание, этот дом был подвергнут перестройке в период с 1890ого по 1915й год. В это время в нем располагалась гостиница "Метрополь". В рамках последней реконструкции к зданию был пристроен третий этаж.

Дальше Российскую империю закрутил вихрь Революции. В это время в здании бывшей гостиницы располагался совет министров Азербайджанской демократической республики.

Ночью 22 марта 1920 во всем Карабахе вспыхнуло восстание армян, и АДР была вынуждена перебросить войска на западную границу, а уже 27 апреля вспыхнуло восстание подогретых большевиками масс. Далее по стандартной схеме восставшие запросили помощи у РСФСР, и это позволило 11й армии войти в Азербайджан и подготовить плацдарм для рейда бронепоездов «III Интернационал», «Тимофей Ульянцев», «Красный Дагестан» и «Красная Астрахань». Поезда были в баку уже 28 числа. К июлю советская власть была установлена на всей территории Азербайджана, включая Нахичеванский уезд.

В 1920е-1930е в здании располагался Совет профсоюзов Азербайджана, а уже в 1939ом году в связи 800-летием персидского/азербайджанского поэта Низами СНК АССР было принято решение о создании мемориального Музея азербайджанской культуры. Великая Отечественная война помешала реализации это проекта, и в результате новый музей был открыт только 14 мая 1945ого года. Здание получило новый национально окрашенный образ, а на фасаде здания были размещены статуи азербайджанских писателей Мухаммеда Физули , Молла Панаха Вагифа , Мирзы Фатали Ахундова, Хуршидбану Натаван, Джалила Мамедкулизаде и Джафара Джаббарлы. К сожалению, эти имена мне ничего не говорят.




Напротив здания музея высится памятник самому Низами. Сюжет его поэмы «Семь красавиц» послужил основой для написания оперы Джакомо Пуччини «Турандот».

Вопрос его национальной принадлежности - сложный политический момент. По Википедии (со ссылками на В.А. Шнилермана): рамках утверждения "советского патриотизма" во второй половине 1930х годов проводились масштабные юбилеи  общесоюзного масштаба: русские — 100-летие гибели А. С. Пушкина и 750-летие «Слова о полку Игореве» (1938 год) — и национальные, в том числе и в закавказских республиках: 1000-летие армянского эпоса «Давид Сасунский» (1939 год, эпос сложился к X веку) и 750-летие грузинской классической поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (1937 год). Для подтверждения равного статуса с другими кавказскими республиками Советскому Азербайджану требовалось проведение сопоставимого по размаху юбилея. В рамках этой общесоюзной юбилейной кампании началась подготовка к 800-летию со дня рождения Низами как великого азербайджанского поэта.

Целью возвращения Низами азербайджанскому народу был не только подъем национальной гордости, но и культурное отмежевание Азербайджана от Ирана и Турции. Народу требовался большой поэт, от которого можно отсчитывать собственную культуру. По территориальному признаку Низами был отнесен к Азербайджану, поскольку жил в Гяндже, которая сейчас входит в состав республики. Вот только писал он на персидском. В общем, история темная. Особенно весело читать такой пассаж: "<Если бы не было советской власти, самого величайшего гения азербайджанского народа, гения всего человечества Низами не знал бы даже сам азербайджанский народ" (генеральный секретарь Союза писателей СССР Александр Фадеев).


У стен старого города расположился парк, посвященный Мирзе Аликперу Сабиру - азербайджанскому сатирическому поэту начала XX века.


Входим через северные ворота в старый город. Несмотря на обилие туристических объектов, в этом квартале продолжает жить более 1000 семей.


Криволинейная поверхность


Памятник Алиаге Вахиду. Это уже полностью советский поэт, полностью принявший Революцию и агитировавший за советскую власть в период АДР.
В 1924ом-1925ом тесно общался с Сергеем Есениным в то время, когда тот приезжал в Баку и азербайджанское село Мардакян.


Эстетически памятник интересен "народными корнями и ветвями".


Из Прошлого в Будущее.


Рядом с памятником Вахиду мы взяли экскурсию по старому городу, рассудив, что за три часа так узнаем больше, чем бродя самостоятельно по узким улочкам. Прогулка с гидом начинается от Девичьей башни, и в ожидании ее мы немного огляделись по округе.

В Баку еще сохранилась интересная социалистическая застройка. (про фигуры на стене добавлено позже - http://kobold-wizard.livejournal.com/795852.html)


Бабай у основания Девичьей башни.


Довольный верблюд.


Первоначальное назначение Девичьей башни неизвестно. Наиболее вероятным является ее использование в качестве обсерватории, из которой отслеживали движение Солнца. В пользу этой версии говорит закономерность расположения окон на башни, совпадающая с положениями Солнца в дни Равноденствия. Также есть версии храма огнепоклонников, на вершине которого разводилось священное пламя, а также места, где оставляли трупы для съедения хищными птицами.

В последствие башня имело фортификационное значение, а также использовалась в качестве маяка.


Согласно одной из легенд о бакинской Девичьей башне, шах решил выдать свою дочь за нелюбимого ею человека. Пытаясь избавить себя от такой участи и отговорить отца, она попросила шаха построить башню и подождать, пока строительство не будет завершено. К моменту окончания строительства правитель не изменил своего решения, и тогда девушка взошла на башню и оттуда бросилась в море.

Сегодня внутри расположен музей, посвященный истории города и культурному значению Девичьей башни. Помимо кучи картин, марок и почтовых открыток, этому зданию посвящали стихи, фильм и даже балет.

В музее меня удивил древний глиняный фильтр для кувшина, найденный при раскопках около башни.


Неподалеку от башни расположены руины мечети Баба Кухи Бакуи. Во дворе представлены старинные надгробные памятники.


Наибольший интерес вызывают доисламские надгробия, выполненные в виде баранов и людских фигур.


Продолжаем гулять по городу.


Ну, и закончу сегодняшний рассказ на одинокой папахе;)

Tags: Караван, Фото
Subscribe

  • Disco Elysium (2019)

    Да, это было круто. Очень красивая и очень неоднозначная игра. В этой неоднозначности и заключается великолепие. В кое-то веки не возникает…

  • Еще про BG3

    Забыл про еще одну особенность Baldur's Gate 3. Там нужно бросать кубик. Тот самый, d20. Символ почти полувековой истории D&D. Вся настолка…

  • Игровое

    Опосля защиты попробовал сыграть в Baldur's Gate 3. Впервые столкнулся с хренью "раннего доступа". В результате больше всего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments