kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

Categories:

Г.Л. Олди "Песни Петера Сьлядека"

Я тихо шла, шла, шла, пирожок нашла,
Я села, поела , опять пошла.
Я тихо шла, шла, шла, пирожок нашла,
Я села, поела , опять пошла.
...

Я тихо шла…я шла, я ничего не нашла,
Не села, не поела, но дальше пошла.
Я тихо шла…
Я тихо шла… как я шла, я ничего не нашла,
Не села, не поела, но дальше пошла.
Я тихо шла…
...
Я завтра пойду, что-нибудь найду,
Сяду поем, и дальше пойду.
Я завтра пойду, что-нибудь найду,
Сяду поем, и дальше пойду.
...
Я тихо шла…
Я тихо шла…
Я тихо шла…
О, как я шла.
А с кем я шла.
(Верка Сердючка / А.М. Данилко "Пирожок")


К моменту издания романа вирусная монотония украинской проводницы уже несколько лет неслась из колонок. На фоне нынешних политических событий этот хамоватый образ актера-травести уже стал забываться в нашей стране. Однако его простенькая песенка всплыла в памяти, когда я начал размышлять о том, что же написать о книге харьковского дуэта. Ведь тема постоянного движения главных героев лежит в основе этих разновеликих произведений. Это только первое совпадение.

Вторым серьезным сходством является песня. Потребность в мелодии, пусть даже незамысловатой, - это потребность в гармонии. Она часто нужна всем людям, но только некоторые способны сочинять и петь так, чтобы многим людям хотелось бы это слушать. Можно было бы поднять градус и сравнивать баллады Сьлядека с нашим русским роком или еще с чем-нибудь куда более уважаемым. Да только дело в том, что русский рок звучит для отдельного человека. Таких ситуаций немало в новеллах, составляющих роман Олди: профессор в "У слепцов хороший слух", Мирча Сторица в "Аз Воздам", отец Игнатий в "Балладе двойников" - они просят сыграть для них одних. Им нужен резонанс в душе. А теперь в ответ забренчит "Пирожок"! Где мы все его слышали? В маршрутных такси да в ресторанах. Бубонная попса, многократно облаянная критиками за навязчивость и дурновкусие, но в то же время, уместно звучащая для большой компании. В одиночку такое не слушают. Так не попсой ли занимается Петер Сьлядек, играющий на своей лютне по кабакам да трактирам, чтобы позабавить жующих да заработать на тарелку каши? Раз за разом играемая, "Кочевряка", которую заказывает в дупель пьяный адвокат. Песню "Офицеры" один раз не поют...

Теперь третье сходство - тот самый пирожок, который взвешен, измерен... найден и съеден. Это два очень важных слова. Заработок на пропитание - это вовсе не тоже самое. Странствие вечно сопряжено с неопределенностью, и пища в нем становится случайностью или даже чудом. А теперь о поедании: "Песни Петера Сьлядека" - это история о потреблении чужих историй. В каждой новелле главный герой случайно сталкивается с кем-нибудь, кто дарит ему рассказ о своей судьбе. Причем Сьлядек никогда об этом не просит, ему доверяют роль исповедника сами встречные люди. Это случайность и это пища для его таланта. Найден и съеден.

Наконец, четвертое сходство - это главные герои. Андрей Данилко в песне оставляет только "Я", про которое мы ничего не узнаем, кроме половой принадлежности, не совпадающей с полом автора. Нет ответа на вопрос, почему женщина выбрала пирожковое странствие. Вот и с Петером Сьлядеком наблюдается такая же неопределенность. То здесь, то там авторы дают редкие детали биографии, но цельной картинки не выходит. Можно лишь сказать, что он человек настоящего времени, для которого нет ни планов на будущее, ни мучений о прошлом. Пройдет много лет, и как показано в перебивках, странствие продолжается. Странник так и остается наблюдателем и исповедником для усталых душ, способным выслушать, чтобы потом подарить минутку гармонии. Своей же истории, если не считать психоделику последней новеллы, он нам все равно не расскажет. Смешно, но эта незамысловатая песенка могла бы стать в итоге "Балладой о пирожке", закрывающей роман. Ведь в ней объединяются через главного героя все новеллы.

Итого: Можно было бы разбирать каждую новеллу. Говорить о том, почему что-то мне нравится, а что-то не нравится. Вот только авторы написали роман в новеллах, и нужно было пересилить себя и попытаться воспринять калейдоскоп как цельную картину... Ты идешь вместе с безликим Петером Сьлядеком по тексту, как по дороге... Ты вслушиваешься вместе с ним в истории каждого из двенадцати встречных... Биография Петера Сьлядека не играет никакой роли для происходящего в новелле... А твоя, читатель, играет?.. Ведь каждый из нас, читающих, - это по сути Петер Сьлядек, которому доверяется книга и рассказывает свою историю. Нам следует лишь запоминать встречных, чтобы прочитанное не было зря. И тогда в финале остается лишь один вопрос: а как преломится прочитанное в тебе самом?

Tags: Книги
Subscribe

  • Чумное

    Сегодня зашел постричься. Парикмахерскую словно рисовал Билал - осень, половина горожан вымерла, а остальные продолжают течь по инерции. Очереди нет.…

  • Космическое

    Трансляцию со стыковкой МЛМа смотрел с непривычным азартом. Теперь можно полувыдохнуть. Полностью я выдохну где-нибудь через месяц, когда все мелкие…

  • Житейское

    Обновил сегодня загранпаспорт на 10 лет. Проверки и оформление в этот раз заняли всего две недели. Видимо, из-за замены уже существующего паспорта.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments