kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

Category:

Фотопак по БиГ и Сербии-2016 XX: Музей воздухоплавания

Напоследок осталось рассказать про еще один музей Белграда. Про его существование мы знали и в прошлый раз, но сверхскоростное добиралово до аэропорта перед отлетом в Будапешт спутало все карты. В этот раз мы специально выехали из города за часа 4 до рейса, оставив себе часа полтора на посещение музея воздухоплавания.

Само здание музея представляет собой один из образцов нестандартной социалистической архитектуры. Сейчас подобное встречается куда чаще, но эта упавшая шина была спроектирована еще 60 лет назад. У нас в это время достраивались сталинские высотки. Разница стилей налицо.

Из неприятного: доехав до аэропорта, мы долго не могли разобраться, как же добраться в сам музей, расположенный в паре сот метров от входа. Нормальный путь так и не был обнаружен, и нам пришлось несколько раз просто перебежать проезжую часть. Позднее оказалось, что наш путь прошел через режимную парковку Сербских авиалиний. Такой уж режим - двое русских с баулами прошли туда-сюда.




Небольшая часть крупных экспонатов представлена перед музеем на травке.

Например, немецкий Юнкерс Ю-52, который после войны был переделан для гражданских нужд французами и превращен в Амиот ААС-1 Тукан.


Внутренняя экспозиция тоже достаточно интересная. Даже для меня, не интересующегося самолетами.

Слегка мультяшный вертолет Сикорский Н-19.


Слегка улыбающийся Сейбр F-86D.

Вообще до посещения этого музея я куда меньше задумывался о том, что разлад Тито со Сталиным оказал такое влияние на Югославию именно с точки зрения закупки техники. Советские машины в музее, конечно, тоже есть, но послевоенный период представлен в основном как раз-таки американскими самолетами.


Красота авиационного поршневого двигателя.


Британский Хокер Харрикейн.


Отдельная часть экспозиции посвящена истории югославской/сербской авиации.

Югославский биплан Физир ФН, производимый заводом Змай. Этот же завод по лицензии выпускал показанный выше Харрикейн.



Первый сербский самолет Сари №1. Первый полет был проведен в 1910м.
В зале представлена реплика 1959ого года.


Тот самый истребитель-бомбардировщик J-22 Орао, который выпускали на заводе СОКО в Мостаре. Гордость югославского авиастроения, разработанная совместно с румынами.

Машина по праву занимает центральное место в круглом зале музея.


Экспериментальный самолет-пикировщик "Икарус" "451". Первый самолет, в котором пилот летел лежа! Причина - при выходе из пике пилот от перегрузок терял сознание.

"В ходе испытаний выяснилось, что пилот сталкивается с рядом проблем. При горизонтальном расположении обескровливание мозга на выводе из пикирования не возникает, да - но дышать совершенно невозможно, грудная клетка сдавлена наглухо. Да и шея пилота затекает очень быстро при таком положении - полчаса полета и готово. На руки особенно опираться нельзя, - ими самолетом управляют. Окончательный приговор машине вынесли первые противоперегрузочные костюмы. Обжимая ноги и животы летчиков они спасали от потери сознания даже и при больших перегрузках, так что необходимость в подобной экзотике сошла на нет".

Машина в музее Белграда - единственный сохранившийся прототип.



Также забавы ради в музее можно посидеть в кабине самолета "Утва-66".
Интересно, что, в отличие от большинства музеев, здесь никто особо не следит за порядком. Кое-где есть таблички, запрещающие проход и т.п., но смотрители не шугают чуть что.


Когда еще удастся порулить самолетом в сандаликах из Декатлона?


А ведь можно шагнуть и утащить ракетку!


Тем более, что такой разъемчик может найтись на работе по сусекам.


Следы попадания ракет класса земля-воздух в хвостовую часть самолета СОКО Супер Галеб G-4. Экспонат времен сербскохорватского конфликта. Из интересного тот факт, что даже с таким повреждением самолет остался а ходу, вернулся на базу и после капремонта вернулся в строй. А хвост теперь лежит в музее.


Далее два часто вспоминаемых факта об агрессии НАТО - американские бомбардировщики F16 и F117, сбитые ПВО Сербии.


Этот F-117 был первым сбитым самолетом-невидимкой. Судя по всему, американцы в тот момент здорово отложили кирпичей. Ход конфликта это не особо поменяло, но удар по престижу противника сербы нанесли.



Однако эта история, вероятно, имела косвенное продолжение в виде ответной бомбардировки ... посольства Китая в Белграде. Существует версия, что это не была ошибка со стороны НАТОвских ВВС, а попытка помешать китайцам выкупить обломки секретного самолет у сербов.

Ошибка, конечно, куда вероятнее.


Приятный русскому сердцу след в истории с самолетом. Согласно официальной версии американский самолет был сбит советской ракетой, производства 1976ого года.




Почитал я про эти штуки у Симмонса, и стало мне не по себе. Еще бы с зонтиком вместо парашюта прыгнули.


На улице есть еще участок, недоступный для посетителей. Эти машины еще предстоит отреставрировать или использовать на запчасти для имеющихся.


А впереди нас ждал самолет домой (не этот:).
Та поездка мне совершенно не климатила с точки зрения погоды (чуть не сдох в этом пекле), но сейчас я вспоминаю ее с благодарностью. Мне хочется еще хоть раз побывать на югославской земле, потому что там есть еще многое, что я не видел.

Tags: Караван, Фото
Subscribe

  • Срачеобразование

    Из школьной программы по литературе за 8(!) класс. "Интернет. Знакомство с современным писателем (по выбору). Виртуальное интервью. Подписка на…

  • Ленин. О пророках сегодняшнего интернета

    "Заявив, что «искусство политика заключается в том, чтобы ухватиться за правильное звенышко – и через него вытянуть всю цепь», он тренируется в этом…

  • Московское

    В Москву опять привезли выставку "Мир тела", что вызвало очередной скандал. Мол, как это так, выставляются трупы на ВДНХ, не потерпим. Я ходил на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments