kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

Categories:
  • Location:
  • Mood:

Фотопак по Ирану-2018-XIII: Йезд. Огнепоклонники

Йезд известен, как центр зороастризма. Ислам исламом, а исторические корни в Иране очень уважают. Где же, как не в одном из старейших городов мира, должна была сохраниться община одной из древнейших религий?50089


Район проживания огнепоклонников отличается от йездского лабиринта. Куда больше, похоже на российские пригороды разной степени зажиточности. Ключевое же отличие - частое использование доисламских символов в отделке. Например, вот такой вход в зороастрийский культурный центр.
50086

Ключевая достопримечательность района - зороастрийский храм. Здесь мы впервые встретили русскоговорящую туристическую группу. Женщина казахской наружности вещала тетенькам в платках об особенностях древней религии. Позади скучал лысый мужик - жертва интеллигентности. Тут пивка не попьешь, пока жена культурно просвещается.
50093

К слову про древние символы. Это Фаравахар.

"Образец такой интерпретации может быть найден в книге «Послание Заратуштры» («Message of Zarathushtra») иранского Мобеда Бахрама Шахзади, который возглавлял Заратуштрийский Центр Калифорнии в Лос-Анджелесе. Эта книга предназначена для детей среднего школьного возраста, но читается людьми всех возрастов. В короткой главе, названной «Что такое Фаравахар?», Шахзади перечисляет символику различных частей изображения. Старец с бородой, появляющийся в центральном диске, символизирует человеческую душу. Одна его рука простирается в благословении, указывая вверх, дабы мы помнили о высших понятиях и пути к небесам. Другая рука держит кольцо, которое является кольцом договора; это напоминает заратуштрийцу о необходимости всегда выполнять обещанное. Есть три слоя перьев на крыльях, и эти три слоя показывают Триединый Путь заратуштрийской веры: Благие Мысли, Благие Слова и Благие Деяния. Центральный диск, как круг, не имеющий конца, символизирует вечность. Две ленты, ниспадающие с центрального диска, символизируют два выбора, или пути, с которыми сталкиваются человеческие существа: выбор добра или выбор зла. Ленты, таким образом, иллюстрируют этический дуализм, преподанный Заратуштрой.
Другая народная интерпретация Фаравахара исходит от образованного заратуштрийского мирянина. Некоторые из его описаний такие же, как в книге Шахзади, но он добавляет больше деталей. Распростёртые крылья, как и в книге Шахзади, представляют Триединый Путь. Но юбка человеческой фигуры внутри диска представляет дурной выбор, разделённый на три слоя: дурные мысли, слова и деяния. Круг в центре, вокруг талии человеческой фигуры, символизирует не солнце и не вечность, а закон последствий, который входит в Аша — заратуштрийскую концепцию созданного Богом порядка Вселенной. Добрые или дурные деяния имеют свои последствия, которые окружают человека, действующего нравственно или безнравственно. Таким образом, круг означает этическое возвращение согласно Аша.

Ещё одну интерпретацию Ахеменидского изображения представляет эзотерическая точка зрения. Есть некоторые заратуштрийцы, которые подвержены воздействию теософии, эклектичного эзотерического течения XIX столетия. Они добавили индуистские и буддийские эзотерические идеи в заратуштрийскую веру, подобно реинкарнации, карме и астральным планам. Для этих верующих Фаравахар — символ продвижения души через множество жизней. Голова человека напоминает о данной Богом свободной воле. Кольцо в руке человека символизирует циклы перевоплощения на этой земле и других планах. Центральный круг представляет душу; два крыла — энергии, которые помогают душе развиваться и продвигаться. В этой интерпретации есть пять слоёв перьев в крыльях (самая сложная версия эмблемы Персеполя), и эти пять слоёв показывают пять Гат Пророка, пять делений заратуштрийского дня, пять чувств, а также пять эзотерических стадий, которые душа должна пройти на своём пути к Богу. Как и в других объяснениях, две ленты представляют два выбора перед человеческими существами, Благое Мышление и дурное мышление. Хвост (который не упомянут в других интерпретациях) — «руль» души для баланса между силами Добра и зла. Есть три слоя перьев в хвосте, которые показывают Триединый Путь Благих Мыслей, Слов и Деяний". (http://zoroastrism.ru/holy/basis/faravahar.shtml)
50094

Сам храм внутри несильно впечатляет. Главное место в нем занимает неугасимое пламя. Огнепоклонники же. Это  пламя называют Аташ Бехрам - Победоносный огонь. Утверждается, что он горит примерно с 470 года Н.Э.

Помимо возраста, меня впечатляет способ розжига. Это Вам не лапки гадюки. Для получения победоносного огня нужны:
1) огонь, использовавшийся при сжигании трупа;
2) огонь красильщика;
3) огонь из дома правителя;
4) огонь от дома гончара;
5) огонь от кирпичника;
6) огонь от аскета/факира;
7) огонь от ювелира;
8) огонь от чеканщика;
9) огонь от кузнеца;
10) огонь от оружейника;
11) огонь от пекаря;
12) огонь от пивовара;
13) огонь от солдата;
14) огонь от пастуха;
15) огонь, полученный от молнии;
16) огонь из дома зороастрийца.

Перечень разнится по сайтам, но ситуация примерно одинаковая)
50099

На стене висит символический портрет того самого Заратустры, который говорит, если верить Ницше.

В остальном храм не впечатлил. Лежат книги со священными текстами, показаны одежды огнепоклонников, по стенам висят фотографии с церемоний и из селений огнепоклонников.
50095

Но в Йезде есть и другое важное место зороастризма. Это Башни молчания.
50146

В отличии от авраамических религий, в зороастризме запрещено хоронить людей в землю. Материя является плодом Зла - Аримана. После смерти дух покидает тело, оставляя в нашем мире только бренную оболочку. Ею нельзя осквернять ни землю, ни воду, ни, тем более, огонь. Тела умерших с особыми предосторожностями поднимают на Башню и оставляют на вершине. Там плоть поедается хищными птицами, а кости позднее сбрасываются в специальные колодцы.
50103

50116

Поднимаясь по лестнице, думаешь, что тащить 100-150 килограммов было бы неприятно. Особенно под запах скверны, стоящий близ вершины.
50123

Наверху башни расположена круглая арена с тем самым колодцем для костей.
50121

В Йезде две башни молчания, которые сильно отличаются по состоянию. Вершина второй выглядит так, словно прямо сейчас готова принять загрузку. Только колодец осыпался.
50134

С вершины виднеется окраина Йезда. Этакая хрестоматийная ближневосточка из американских фильмов. В очередной раз понимаешь, что есть города нужно смотреть только вблизи.
50109

Большая водяная цистерна, как я узнал благодаря Викимапии. Куда любопытнее, было то, что на Викимапии неподалеку обнаружилась подземная ракетная база на глубине 500м. Секретность, ёпты)))50112

Рядом с храмом огнепоклонников мы поймали машину. Водитель весело согласился доехать до Башен, посмотреть их и вернуться в центр. Прикол был в том, что сторговались влет, с первой названной мной суммы. Рублей на 300. На минуточку - поездка туда-сюда - минут 30 и еще час водитель нас ждал перед кассами. Так мы ехали назад и думали, правильно ли перс понял русского и его pidgin english. Ведь по дорога к Башням пролетела под лозунгом: "Ali-Baba don't speak english!"
50140
Tags: Караван, Фото
Subscribe

  • Чумное

    Сегодня зашел постричься. Парикмахерскую словно рисовал Билал - осень, половина горожан вымерла, а остальные продолжают течь по инерции. Очереди нет.…

  • Космическое

    Трансляцию со стыковкой МЛМа смотрел с непривычным азартом. Теперь можно полувыдохнуть. Полностью я выдохну где-нибудь через месяц, когда все мелкие…

  • Житейское

    Обновил сегодня загранпаспорт на 10 лет. Проверки и оформление в этот раз заняли всего две недели. Видимо, из-за замены уже существующего паспорта.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments