kobold_wizard (kobold_wizard) wrote,
kobold_wizard
kobold_wizard

Categories:

Ф. Бродель "Грамматика цивилизаций"

Грамматика цивилизаций
Про Фернана Броделя я впервые услышал лет десять назад, читая про переход Новому времени в Европе. В его версии история представала в контексте экономических реалий. Такая трактовка разительно отличалась от обычных отечественных учебников, склонных к фиксации событий и датировок. Бродель же говорил о длительных тенденциях. Даже крупные события - это результат многих причин: торговых путей, особенностей пищи, заболеваний и т.п. Мир Броделя предстает большой системой, в которой не так ценны отдельные страны, как связи между ними.

Конец 50-х - начало 60-х годов во Франции связаны с реформой школьного образования. В ней Броделю было предложено написать новый учебник истории для старших классов. Этот текст и послужил основой для "Грамматики цивилизаций". По прочтении книги мне вполне понятно, почему она так и не была одобрена для обучения школьников и гимназистов. Для меня, уже далеко не школьника, Грамматика сложна для восприятия. Пренебрежение к отдельному факту, выхолащивает повествование. Хочется большего количества деталей, подтверждающих тезисы.

Книга разбита по цивилизационно-территориальному признаку: мир Ислама, Черная Африка, Дальний восток, Европа, Америка и, наконец, Московия-Россия-СССР. О нас Бродель говорит отдельно, не столько признавая Русский мир как отдельную цивилизацию, сколько пытаясь объяснить тенденции, приведшие к возникновению Социалистического блока на основании, казалось бы вполне европейской России. Автор при этом полемизирует с марксистами, ратуя за влияние цивилизационных особенностей на течение истории в пику формационному подходу Маркса.

Личность автора и тематическая разбивка привели и к стилистическим особенностям текста. Неевропейские разделы читать многократно интереснее. Очевидно, что европейская цивилизация играет основополагающую роль во многих мировых процессах. Беда в том, что в отличие от остальных разделов, здесь Бродель, оказавшийся на своей территории, начинает впихивать невпихуемое в очень ограниченный объем. Он говорит и о революциях, и о музыке, и о ветвях христианства, и о путях индустриализации, и о развитии философской мысли. С одной стороны это и является воплощением броделевского полновесного подхода, а с другой - про Индию, например, он говорил куда сдержаннее. Здесь же на страницах сразу увеличивается количество терминологии и фамилий, которые в дальнейшем ни разу не появятся. Мое любимое:

"Барбес и Бланк, Луи Блан и Прудон оставались верны принципам 1789 г.; первые два были скорее людьми действия, а два других думали, что необходимо «дополнять и улучшать принципы». В. Консидеран, со своей стороны, отвергал их, хотя и не так резко, как это делал его учитель Фурье". Кто все эти люди?!!

Итого: Концентрация материала не пошла Броделю на пользу. Те же вопросы цивилизаций пшеницы, проса и риса в его же «Материальной цивилизации, экономике и капитализме, XV—XVIII вв.» раскрыты куда обширнее. Подозреваю, что в "Грамматике" еще не один такой раздел. С другой стороны мне понравилось, что историк уделил куда больше внимания неевропейским цивилизациям, чем большинство российских авторов.

Tags: Книги
Subscribe

  • Чумное

    Сегодня зашел постричься. Парикмахерскую словно рисовал Билал - осень, половина горожан вымерла, а остальные продолжают течь по инерции. Очереди нет.…

  • Космическое

    Трансляцию со стыковкой МЛМа смотрел с непривычным азартом. Теперь можно полувыдохнуть. Полностью я выдохну где-нибудь через месяц, когда все мелкие…

  • Житейское

    Обновил сегодня загранпаспорт на 10 лет. Проверки и оформление в этот раз заняли всего две недели. Видимо, из-за замены уже существующего паспорта.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments